организме. Поэтому дыха- тельным упражнениям уделяется большое внимание практически во всех системах оздоровления человека. Не стал исключением и метод Бэйтса. Некоторыми его последователями дыхательные уп- ражнения были введены в качестве вспомогательных в свои сис- темы тренировки зрения.
Обращается внимание на данные экспериментальной психоло- гии, которые выявили довольно четкую зависимость между состо- янием внимания человека и задержкой дыхания. "Когда мы смот- рим на что-либо внимательно, за нами замечается тенденция ли- бо задерживать дыхание на много секунд подряд, либо, если мы все же дышим, делать это, чередуя с менее глубокими, чем обычно, дыханиями. Причиной этого является то, что, когда мы хотим сконцентрировать свое внимание, мы обнаруживается, что шум, создаваемый дыханием и ощущение движения мышц служат по- мехой в этом. Избавиться от этих препятствий мы пытаемся либо уменьшая глубину дыхания, либо вообще приостанавливая дыхание на относительно длительный период времени" [62, р.95]. В ре- зультате этого снабжение глаз кислородом ухудшается.
К сказанному ранее О.Хаксли добавляет, что восполнить нехватку кислорода в количественном отношении можно путем пассивного или динамического расслабления (см.разделы 3.3. и 3.4.). Восполнение же качественного дефицита (плохой оксиге- низации крови) осуществляется путем обучения сознательному дыханию даже в периоды концентрации внимания на каком-либо объекте [62, р.96-100]. Хаксли сравнивает людей с плохим зре- нием, не заботящихся о своем дыхании с ловцами жемчуга, пото- му что ведут себя практически так же - набирают воздуха в легкие и словно погружаются в море. Ни единого дыхания в те- чение длительного времени! Помните, что вы не в море, где од- на соленая вода, а в воздушном океане. Так дышите же в нем!
Для формирования полезной привычки дышать во время расс- матривания объектов Хаксли рекомендует наполнять легкие таким образом, как будто вы делаете упражнение на глубокое дыхание, но легко, без усилий и напряжения. Продолжая так дышать, пос- тарайтесь обратить одновременно внимание на объект, который вы хотите увидеть. По мере практики, вы обнаружите, что на объектах в таких случаях, когда внимание уделяется и дыханию, и зрению, концентрироваться удается не хуже, если не лучше, чем обычно.
П.Брэгг рекомендует делать такое упражнение на дыхание, способствующее как количественному, так и качественному улуч- шению снабжения глаз кислородом [44, р.13].

УПРАЖНЕНИЕ N 54

Откройте окно, а еще лучше выйдите на улицу, и сделайте глубокий вдох, такой глубокий, как если бы это был ваш пос- ледний вздох на этой земле. Представьте во время вдоха кисло-

Уход за глазамиФизикаНаука БейтсаТехнол.ФорумЛазер. коррек.Синя. под глаз.Зуд, жжения в глазахВраче. тайнаДр. болезни
|